Как стресс влияет на поведение ребенка

Как стресс влияет на поведение ребенка

Мы стремимся обеспечить своим детям максимальное благополучие, самым искренним образом прилагаем все усилия для этого, не всегда, правда, понимая из чего собственно это благополучие складывается.

Главное, за что борется будь-какой отец — это хорошее питание, образование, одежда, игрушки и другие.

Чтобы этого достичь родителям часто придется много времени уделять работе, а ребенку много учиться, посещать дополнительные занятия в школе, кружки, секции, занятие языками и много чего еще.

Все пытаются следовать намеченным планом, однако, кроме желательных успехов приходит постоянное ощущение усталости и подавленности, ребенок часто плачет, злится или, наоборот, пугается или защелкивающийся в себе.

От чего так происходит?

Бесконечный круговорот событий

Уже не раз обсуждалось, что скорость жизни в наши дни очень высока, окружающая среда насыщена информацией и раздражительными факторами. Мы постоянно находимся под натиском новостей, рекламы, предложений о покупке и других бесконечных стимулов.

Среда и общественные ожидания без конца диктуют нам и нашим детям, что нужно делать, что непременно иметь, к чему стремиться, и чего в результате достичь. Все время нужно куда-то бежать, чтобы что-то успеть, быстро собираться, потому что вкруг пробки и дорога забирает много времени, лечь позже, чтобы что-то еще сделать, а то завтра будет некогда… Далеко не все взрослые чувствуют себя хорошо в таком потоке, а уже какое влияние он оказывает на детей и говорить не придется.

Присмотритесь к ребенку

Вы замечали, сколько детей вокруг выглядят несчастными? Это несложно различить: счастливый здоровый ребенок всегда чем-то занятый, энергичный и беззаботный. Однако, часто мы видим отчужденные детские лица, блуждающий потерянный взгляд или откровенно грустный вид.

Сейчас большое количество детей страдает нападениями паники, длительного плача, частыми ночными кошмарами, страхом оставаться на одиночестве, сильными вспышками гнева.

И справа вовсе не в том, что современные дети избалованы, имеют слишком многие материальные блага и вещи или крайне эгоцентрические.

Современная жизнь может предоставлять слишком стрессовое влияние на психику ребенка. Это связано, кроме другого, и из гиперчувствительной реакцией детей на стресс.

Как ребенок реагирует на стресс

Каждый живой организм имеет способность вычислять и избегать угрозы. Детям присущие самые совершенные биологические системы защиты от опасностей. Их организм отвечает на стресс намного быстрее и сильнее нашего. Это имеет эволюционное значение, потому деть куда более уязвимые.

Природа защищает ребенка, наделяя его повышенной чувствительностью ко всем возможным угрозам и опасностям. Тело и мозг ребенка эффективно вычисляют потенциальные угрозы.

В качестве моментального ответу происходят выбросы адреналина и кортизола, которые обусловливают реакцию по типу побега или сопротивления.

Кроме того, дети не могут постоять за себя, потому они должны остро реагировать на событии, в том числе и для того, чтобы привлекать внимание родителей. Сейчас ситуация вокруг такая, что этим защитным системам сложно отличить или реальная угроза или это «ошибочная тревога».

Ответ выходит быстрее быстрым, чем точным.

Реакция развивается или в связи с внешними сигналами тревоги, или внутренними сигналами стресса, такими как учащение сердцебиения, частоты дыхания, которые могут быть вызваны вовсе не опасностью. При этом, если частота пульса и дыхания растет, мозг решает, что происходит что-то угрожающее.

Существуют достаточно многие данные, полученные в ходе исследований, о том, насколько пагубно отражается на здоровье и развитии ребенка постоянно повышенный уровень кортизола. В таком состоянии нервная система ребенка не может нормально функционировать и развиваться.

У ребенка в современном мире, внутренние реакции защиты запускаются от постоянного шума вокруг, необходимости много сделать или постоянных перемещений с места на место в след за спешащим отцом. Повышенные ожидания в школе, слишком многие домашние задания и маленькое количество времени для игр повышают уровень стресса.

Все вместе складывается в ускоренный темп жизни, который учащает сердцебиение и дыхание, которое в результате приводит к катастрофе.

Что же мы можем с этим сделать? Не каждый может или хочет замедлить темп жизни и сделать какие-то вещи проще и спокойнее.

Даже если вы не в силах кардинально поменять свой образ жизни, есть некоторые возможности, которыми вы точно можете воспользоваться.

1). Максимально повысить количество и качество активностей, что приносят удовольствие.

Исследования в области позитивной психологии показывают, что соотношение позитивных и негативных эмоций должно быть не меньше чем 3: 1, то есть позитивных переживаний нужно в три раза больше, чем негативных для того, чтобы мы могли чувствовать себя благополучно.

Не придется ожидать, что жизнь сама предоставит такое количество позитивных эмоций, но в наших силах преднамеренно повышать его путем концентрации на пережитых удовольствиях, даже если они маленькие.

Например, не выпить свой кофе, обливаясь из пластикового стаканчика на бегу, а выделить собе 10 минут на спокойный «кофебрейк». Почувствуйте, какой горячий и ароматный напиток у вас в чашке. Почувствуйте его запах, оцените его крепость. Сделайте глубокий вдох и выдох, потом еще глоток. И не надо срочно кому-то звонить по телефону, параллельно искать что-то в интернете, а свободной рукой еще копаться в папке с документами или сумке.

Проверьте, если вы «выпадет» из всего этого процесса только на 10 минут, ничего страшного не случится, вы все успеете. Подумайте только о том, какой чудесный у вас кофе, как он вам нравится, и как хорошо вот так просто присесть на минутку «и пусть весь мир подождет».

Возможно, выйдет так не сразу, порою бывает трудно менять привычки, но освоив такие пятиминутки «только для себя», вы сразу почувствуете позитивный эффект от них. Ребенку даже не понадобится ничего объяснять, просто дайте ему немного времени по пути куда-то на посещение детской площадки или для того, чтобы покачаться на качелях. Вы можете просто присесть с ним на скамью на улице и съесть мороженое не на ходу.

Вечером обязательно вспоминайте и мысленно выделяйте по крайней мере три вещи, которые на протяжении дня доставили вам удовольствие. Проговаривайте это с ребенком, спросите, что может назвать он, поделитесь своими переживаниями. Важно, чтобы у него тоже сформировалась такая привычка, чтобы засыпая он мог подумать «а как же все-таки хорошо, что сегодня.».

2). Найти время успокоиться

Для детей большую пользу могут принести даже 5 минут в день спокойствия и ровного дыхания.

Нормальная частота сердцебиения и дыхания позволяют почувствовать беззаботное, но в тоже время сосредоточенное состояние ума.

Ребенку важно почувствовать и запомнить это состояние, что в дальнейшем он мог к нему сознательно возвращаться. Если выйти отвести больше времени на это — еще лучше. Медленные упражнения с концентрацией а ощущениях и сознательном контроле, такие как йога, например, могут помочь. Существуют так же специальные техники, например медленно считать до четырех в течение вдоха и выдоха, при повторении 5-10 раз весьма эффективно.

Есть некоторые удачные варианты адаптированных для детей форм медитации, которые не только успокаивают эмоции, но помогают улучшить концентрацию и способность к учебе. Ребенок в состоянии стресса не может эффективно учиться, так как стресс подавляет и внимание и память.

Дома перед сном, спокойное купание в теплой ванне и сказка перед сном — простой, но очень действенный ритуал, который способствует глубокому сну и возобновлению сил.

3). Создать свои небольшие «ритуалы» обычных действий.

Деть по своей природе консерваторы. Для них комфортная ситуация, когда все вокруг привычно, предсказуемый и идет своей очередью. При таком положении вещей, они чувствуют себя спокойно и безопасно, что способствует развития и освоения знаний. Если ваши обычные повседневные действия будут стабильны и знакомы, ребенку будет значительно более легко.

Например, ритуалом может быть процесс отхода к сну, когда вы вместе сначала собираете игрушки, готовите кровать, зашторивать окно, отправляетесь принимать ванну, потом сказка и так далее. Или общий ужин, когда вы накрываете на стол, расставляете стулья, потом едите, потом чай и проч.

Даже дорога в садик или школу может быть ритуалом, вы проходите по определенному маршруту, примечали любимую клумбу или большое дерево, машите голубям в сквере или что-то еще.

Такие действия помогут ребенку чувствовать безопасность, создадут ощущение размеренности и предсказуемости жизни, которая ему необходимо.

4). Делиться переживаниями и поддерживать друг друга

Семейные мероприятия, когда мы ожидаем и слушаем друг друга, не только успокаивают нас, но и помогают нашим телам настраиваться друг на друга. Такая настройка — это биологический процесс, когда мы оказываемся на «одной волне» с теми, кого мы поддерживаем и от кого зависим.

Этого не происходит, когда каждый занят своими делами, и все пересекаются лишь эпизодически, невзирая на то, что живут в одном доме.

Ощущение себя на «одной волне» с окружающими помогает ребенку чувствовать себя защищенным.

5) Создать свой «сундук сокровищ»

Создание приятных воспоминаний, позволяет возвращаться к позитивным переживаниям, какие они несут снова и снова, это очень мощная поддержка в тяжелые минуты. Сделайте вместе с ребенком специальную коробку, в которую он может собирать фотографии, рисунки, открытки, билетики или другие мелкие сувениры, и все, что ему покажется ценным и будет напоминать о приятных поездках или событии.

Перебирайте вместе эти сокровища и вспоминайте события с ними связаны, чтобы почувствовать еще раз переживание радости, когда нужно поднять настроение.

6). приятные планы

Планируйте вместе с ребенком приятное времяпровождение в обозримом будущем. Обсуждайте, куда вы поедете в отпуск, чем вы там будете заниматься, что посетите или как будет устроен ваш день. Постарайтесь, чтобы это выглядело не как обмен парой фраз, а как кратковременное погружение в приятную фантазию.

Это позволит испытать прилив радости и позитивные эмоции уже сейчас.

7). Принятие и одобрение

Постоянное давление оценки достижений стало обычным для современного детства. Детство уже больше не период свободы и беззаботности, когда можно расти и изучать мир вокруг, следуя за своим собственным путем. Большинство детей сейчас имеют очень плотное и жесткое расписание, какое призванное увеличивать достижение.

К сожалению, это приводит к грустным последствиям.

Вы — единственный человек, который может обеспечить вашему ребенку чувства, что его одобряют и им увлекаются.

Не за то, что он лучше всех учится в классе и на него упования большие, а просто потому что он такой один, особенный, ни на кого не похожий ни в своих сильных сторонах, ни в слабостях. Обращайте внимание на то, что у него уже вышло, но только подчеркивайте, что он это освоил, а не то, что он теперь пойдет еще дальше.

Такая обратная связь учит ребенка ценить то, что уже сделано, то что уже есть, и добавляет сил и веры в себя. Ощущение своего отличия от многих других, в чем бы оно не заключалось предоставляет оптимизм на будущее, помогает лучше понять себя. Говорите ребенку то, что вы видите, а не то, что хотели бы увидеть.

Это просто и важно

Внимательно следите за благополучием своего ребенка, если он часто чувствует чувство страха, гнева или подавленности, это важный сигнал о том, что не все в порядке. Такие эмоции могут быть следствием образа жизни, который не то, чтобы опасный или преисполненный угроз, но слишком быстрый или занятой.

Детям свойственная потребность в неспешном течении времени. Вам не нужно полностью изменять свою жизнь понимает, но постарайтесь найти место в ней для этих полезных небольших перемен к лучшему. Подумайте и решите, какое маленькое улучшение можно сделать уже сегодня. Предпринимая пусть даже сами крошечные шаги, вы скоро увидите, как улучшилась ваша повседневная жизнь и насколько спокойнее стал ваш ребенок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha